Вопрос - Ответ
Каков химический состав препаратов «Энергия-3000»?
Химический состав препаратов «Энергия-3000» — сложная смесь углеводородов.
В какое масло можно добавлять масляную компоненту препарата комплексного действия «Энергия-3000»?
В любое моторное масло. Специальные исследования, проведенные в ЦНИИМФ, показали совместность масляной компоненты препарата с любыми минеральными, полусинтетическими и синтетическими маслами.
Можно ли использовать препарат комплексного действия «Энергия-3000» совместно или после применения других присадок?
Нежелательно, поскольку мы отвечаем за качество своего продукта, но не можем дать никаких гарантий качества и эффективности присадок других производителей. Кроме того, механизмы формирования эпиламного слоя по металлокерамическим или тефлоновым покрытиям в настоящее время не изучены и мы не можем предсказать эффект от такого сочетания препаратов.
Поэтому после применения других присадок двигатель следует обработать комплексным очистителем, желательно Е 3000 (но можно и другим, но не менее эффективным), затем промыть двигатель промывочным маслом, заменить масло и залить препарат комплексного действия «Энергия-3000».
Чем отличается действие комплексного препарата «Энергия-3000» от действия присадок к маслам?
Базовый пакет присадок к маслам определяет их основные общие характеристики, такие как вязкостно-температурная кривая, пьезовязкостный коэффициент, моющая способность, стабильность, испаряемость, поверхностное натяжение и т.д. вне зависимости от двигателя. Они влияют на работу сопряжений трения двигателя, но не могут каким-то образом модифицировать поверхности.
Кроме того, очистители препарата «Энергия-3000» способны удалить нагары и отложения, с которыми стандартными моющими присадками, входящими в состав базовых пакетов, справиться не удается. Действие препарата рассчитано на 30 000 км пробега автомобиля.
На какой стадии износа двигателя следует использовать препарат комплексного действия «Энергия-3000»?
Мы рекомендуем использование препарата комплексного действия «Энергия-3000» на любой стадии износа двигателя, за исключением срока гарантийного обслуживания нового автомобиля, когда использование любых препаратов или присадок может повлечь прекращение гарантийных обязательств завода — изготовителя.
Использование препарата также не даст существенного эффекта на стадии катастрофического износа двигателя, когда наблюдается существенное формоизменение деталей и потеря их работоспособности.
Так, например, эффекта не будет в случае значительного износа скребков маслосъемных колец, температурного отпуска расширителей маслосъемных колец и потери упругости компрессионных колец.
В таком случае мы рекомендуем сначала сделать ремонт, а потом, после приработки деталей, зафиксировать их состояние с помощью нашего препарата.
В случае малой степени износа двигателя видимый эффект действия препарата в плане снижения расхода топлива и масла будет меньше, чем для двигателя среднего или большого износа, однако, резко возрастет срок службы двигателя как до первой переборки, так и до капитального ремонта, повысятся его пусковые характеристики, снизится токсичность отработавших газов.
Как влияет топливный компонент препарата комплексного действия «Энергия-3000» на октановое число бензинов?
В целом, не влияет.
Однако наблюдается эффект видимого повышения детонационной стойкости двигателя, вызванной повышением скорости сгорания топливо-воздушной смеси из-за присутствия в составе компоненты специального состава — интенсификатора (промоутера) сгорания. Из-за этого детонация при работе двигателя на некачественном топливе при наличии в нем топливной компоненты наступает на более высоких нагрузках, либо не наблюдается вовсе. Кроме того, детонационная стойкость повышается из-за удаления нагаров с поверхностей камеры сгорания, что приводит к снижению температуры деталей двигателя, влияющей на развитие детонации.
Чем отличается по составу и принципу действия препарат комплексного действия «Энергия-3000» от других препаратов, известных на российском рынке автохимии?
Известно, что все препараты, предназначенные для частичного восстановления параметров двигателя внутреннего сгорания, делятся на несколько основных групп, таких как реметаллизаторы, тефлоновые присадки к маслам (кондиционеры металла), минеральные модификаторы трения, полимерные антифрикционные присадки.
Реметаллизаторы — составы, в которых в нейтральном носителе, полностью растворимом в смазочном масле, содержатся соединения мягких металлов. Эти соединения при попадании в зону трения заполняют шероховатости микронеровностей. При этом создается т.н. «плакетирующий» слой, восстанавливающий поверхность. Соединение слоя с основным металлом происходит на механическом уровне. Поверхностная твердость и износостойкость слоя существенно ниже соответствующих параметров стали или чугуна, из которых изготовлены основные детали двигателя, поэтому для его существования необходимо постоянное присутствие реметаллизатора в масле. Замена масла в данном случае быстро сводит к нулю эффект от начальной обработки.
Аналогичным образом дело обстоит и с тефлоновыми препаратами. Как известно, тефлон — хороший антифрикционный и антипригарный материал, который начинает эффективно работать практически сразу после попадания в зону трения. Но также хорошо известна и нестойкость тефлоновых покрытий. Поэтому, как и в предыдущем случае, для эффективной работы присадки также необходимо ее постоянное присутствие в масле. Кроме того, тефлон — хороший теплоизолятор, поэтому наличие тефлонового слоя на стенках камеры сгорания ведет к существенному росту температур газа в цилиндре. С одной стороны, это хорошо, поскольку растет эффективность двигателя и снижается выброс компонент СО и СН, с другой стороны — наблюдается практически двукратный рост выхода окислов азота в отработавших газах двигателя. Именно поэтому применение тефлоновых препаратов сейчас резко ограничено в США и странах Западной Европы.
Полимерные модификаторы трения в настоящее время уже практически не используются из-за своей низкой эффективности, малого срока службы и сильных загрязнений масляных каналов двигателя, масляного насоса и его приемного грибка.
Минеральные модификаторы трения, построенные на действии минерала серпантивита, как доказано в настоящее время, наиболее эффективны в условиях работы тяжелонагруженных пар трения, работающих в режиме сухого трения. Их применение в двигателе приводит к упрочнению шеек коленчатого вала и стенок цилиндра, но существенно ухудшают условия работы вкладышей подшипников и поршневой группы. Это приводит к существенному усложнению технологии их использования в двигателе.
В отличие от вышеперечисленных присадок, действие препарата комплексного действия «Энергия-3000» построено на базе формирования т.н. «эпиламных» слоев на всех поверхностях трения двигателя. Активным компонентом препарата являются галогеносодержащие жидкие поверхностно — активные вещества, воздействующим на шероховатые поверхности. При этом в зоне трения под воздействием высоких контактных давлений и температур реализуется механизм локальных реакций термохимической коррозии, при котором «съедаются» выступы шероховатостей. Продуктами реакции заполняются впадины шероховатостей и дефекты поверхности, образовавшиеся в процессе эксплуатации двигателя. Испытания показали, что чистота поверхности после формирования эпиламного слоя на 60-80% выше, чем до обработки, при этом резко возрастает поверхностная твердость и износостойкость покрытия. Кроме того, формируется специальная микроячеистая «сотовая» структура, способствующая удержанию масла. Эффект влияния эпиламов давно известен в металлообработке, где эпиламообразующие присадки используются для повышения ресурса металлорежущего инструмента и скорости обработки деталей.
Таким образом, эпиламный износостойкий антифрикционный слой формируется на атомарном уровне и является по сути структурой кристаллической решетки металла, что определяет его высокую прочность. Этот слой формируется один раз при начальной обработке и в дальнейшем не требует присутствия препарата в масле. Специальные исследования показали, что последействие препаратов «Энергия-3000» обеспечивает дальнейшее снижение механических потерь в двигателе даже после удаления препарата из масляной системы со стабилизацией параметров двигателя после 2-3 тыс. км пробега. Общее последействие обработки двигателя препаратом сохраняется на протяжении около 30 тыс. км пробега.
Кроме того, препарат комплексного действия «Энергия-3000» (его топливная составляющая) содержит массу компонент, весьма полезных для двигателя, таких как очиститель топливной системы и системы впуска от органических отложений, очиститель камеры сгорания, антиокислительные и антикоррозионные добавки, формирующие защитные пленки на деталях впускного тракта и системы питания, влагопоглатитель, связывающий воду в топливе и т.д.
Таким образом, эффект от однократной обработки двигателя комплексным препаратом «Энергия-3000» заменяет многократное применение целой группы препаратов автохимии узконаправленного действия.
Изменяет ли и в каких пределах масляная составляющая комплексного препарата «Энергия-3000» размеры шеек валов, вкладышей, колец, гильз и других деталей двигателя?
Диаметры шеек коленчатого вала уменьшаются на 0.01-0.02 мм, но на эквивалентную величину увеличивается толщина вкладышей подшипников. По другим сопряжениям — аналогично. Это объясняется тем, что механизм обработки поверхностей строится не на основе процесса микрошлифовки, а путем наращивания эпиламного упрочненного слоя, формируемого с помощью механизмов реакций управляемой термохимической коррозии, инициируемой активными веществами масляной компоненты.
Как действуют комплексные препараты «Энергия-3000» на неровности трущихся поверхностей?
Степень шероховатости поверхности существенно уменьшается, что является следствием действия активных веществ масляной компоненты.
В процессе формирования упрочненного эпиламного слоя за счет химической реакции «съедаются» высоты микронеровностей и продуктами реакции, насыщенными галогеносодержащими соединениями, имеющими высокую твердость, заполняются впадины микронеровностей поверхности.
Аналогичным образом происходит удаление следов износа (царапин, борозд, микросколов), образовавшихся в ходе предыдущей эксплуатации двигателя.
Кроме того, особенностью поверхности, сформированной в процессе действия «Энергия-3000», является микроячеистая «сотовая» структура с глубиной ячейки порядка 1-2 мкм, способствующая эффективному удержанию масла и устраняющая сухое трение при пусках двигателя.
Изменяет ли топливный компонент комплексного препарата «Энергия-3000» тепловой режим свечей зажигания?
Нет, практически не изменяет.
Повышение температур газа, вызванное интенсификацией сгорания, является кратковременным и наблюдается только во время срабатывания топливной компоненты.
Повышение температур деталей камеры сгорания при этом невелико (не более 5-7% от среднего уровня), что вполне укладывается в допуски, заложенные при проектировании двигателя.
Колебания же температур на поверхности нагара в силу его практически нулевой теплопроводности значительно выше. Это, в частности, приводит к резкому усилению знакопеременных напряжений в слое нагара, что в итоге разрушает его. При этом происходит очистка камеры сгорания.
Почему концентрация топливного компонента комплексного препарата «Энергия-3000» не зависит от объема топливного бака?
Как показали эксперименты, эффективность действия топливного компонента определяется в первую очередь временем обработки, а не концентрацией препарата. Поэтому концентрация взята, исходя из среднего рабочего объема соответствующей группы двигателей (до 1.5 л, от 1.5 до 4.0 л, свыше 4 л).
Если объем двигателя меньше среднего значения, эффект будет немного сильнее, если больше — незначительно слабее. Объем топливных баков большинства автомобильных двигателей рассчитан исходя из условия обеспечения 400-600 км пробега, поэтому заливка препарата на полный бак обеспечивает примерно равное время его действия в различных автомобилях.
Обязательна ли смена масла после обработки двигателя препаратом комплексного действия «Энергия-3000», если да — то почему?
Смена масла после обработки двигателя препаратом «Энергия-3000» желательна.
Дело в том, что в состав препарата входит мощный очиститель топливной системы и камеры сгорания. Он снимает со всех поверхностей нагары и отложения, при этом моторное масло выступает в роли моющего компонента. Вся «грязь» двигателя осаждается в поддоне, и дальнейшая эксплуатация двигателя с таким маслом нежелательна.
Поэтому мы рекомендуем производить обработку двигателя на старом масле, примерно за 1000 км до его замены. После чего старое масло надо слить, двигатель очистить промывочным маслом, и заправить свежим.
После заправки двигателя свежим маслом добавление препарата «Энергия-3000» не требуется — работать будут эпиламные слои, сформированные на стадии его обработки. Эффект действия сохраняется на протяжении 30-50 тыс. км пробега автомобиля.
Известен ли состав противоизносного слоя, формируемого препаратом комплексного действия «Энергия-3000»?
Состав противоизносного слоя сформирован галогеносодержащими соединениями металлов, образованными в процессе реакций термохимической коррозии, инициированными активными веществами масляной компоненты.
Такие слои известны в технике и называются «эпиламными». В частности, в машиностроении эпиламы, образованные поверхностно-активными веществами, используются в металлообработке для значительного увеличения скорости обработки и повышения ресурса металлорежущего инструмента.
Какое действие оказывает комплексный препарат действия «Энергия-3000» на масло, изменяет ли его свойства?
Препарат комплексного действия «Энергия-3000» по современной классификации не является присадкой, поскольку не изменяет никаких базовых свойств моторных масел.
Препарат также не изменяет баланс присадок, содержащихся в масле. Моторное масло используется только в роли средства доставки препарата в зону трения и в роли моющего состава, удаляющего продукты, образованные в процессе обработки (фрагменты нагара, отложений и т.п.).
Таблица сопоставления свойств препаратов
Класс препаратов
|
Ремонтно-восстановительные составы |
Реметаллизаторы
|
Кондиционеры металла |
Препараты комплексного действия «Energie 3000» |
Название препаратов | Живой металл, РВС, Геомодификаторы трения, Форсан, Хадо, Ниод и др. |
РиМет , Lubrifilm, Ресурс и др. | ER, FENOM | Энергия 3000 |
Активная компонента | Минеральные компоненты, катализаторы. | Ионы тяжелых металлов (медь, свинец, олово и др.) тефлон, дисульфид молибдена | Сведений нет | Композиции органических углеводородов, вещества группы галогенов (без фтора и хлора) |
Механизм действия | Шлифовка поверхностей с образованием слоя металлокерамики | Образование плакитирующих слоёв мягких металлов | Образование защитного слоя (т.н. сервитного) | Комплексная очистка двигателя, формирование эпиламных слоев |
Зона действия | Масляная система, ЦПГ, подшипники КВ и РВ | Масляная система, ЦПГ, подшипники КВ и РВ | Масляная система, ЦПГ, подшипники КВ и РВ |
Масляная система, ЦПГ, подшипники КВ и РВ, топливная аппаратура, ТКР, каналы ГБЦ |
Снижение скорости износа | Значительное | Умеренное | Значительное | Значительное |
Увеличение усилия задира | Умеренное | Умеренное | Значительное | Значительное |
Снижение сил трения | Значительное | Значительное | Значительное | Значительное |
Эффект очистки двигателя | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует | Комплексная очистка |
Влияние на топливную аппаратуру | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует | Значительное положительное |
Влияние на качество наполнения цилиндров | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует | Умеренное положительное |
Влияние на процесс сгорания | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует | Умеренное положительное |
Влияние на токсичность ОГ | Умеренное положительное по СО и СН, отрицательное -NOх | Умеренное | Умеренное положительное по СО, отрица- тельное -NOх |
Значительное по всем компонентам |
Наличие эффекта последействия | Есть | Не наблюдается | Есть | Есть |
ЦПГ — цилиндро-поршневая группа,
КВ — коленчатый вал,
РВ — распределительный вал,
ГБЦ — головка блока цилиндров.